Особое мнение - новый социальный алгоритм ранжирования Google.
В последнее время только ленивый не заметил, что в поисковой выдаче Google
начали происходить странные вещи. Совершенно исчезла стабильность, с которой
сайты месяцами занимали одни и те места в результатах поиска.
Прошло время, и теперь уже с полной уверенностью можно сказать, что ранжирование
сайтов в Google работает по новому алгоритму. Слова инженера Google Мэтта Каттса
о значимости для поисковой машины социальных закладок оказались правдой.
Очевидно, что компанию не устраивает устоявшаяся выдача по многим типам
“горячих” запросов, поэтому Google экспериментирует с новостными потоками
информации, которые отражают развитие событий в реальном времени.
Итак, можно утверждать, что Google с помощью новостной службы Google
News и недавно запущенного поиска по блогам Google Blog Search научился
анализировать информационную картину и разделять информационные потоки,
которые попадают в его индекс.
На практике это уже обернулось тем, что по англоязычным запросам, связанными
с наиболее важными мировыми событиями, поисковая выдача неоднородна и состоит из
наложений сайтов из основного индекса, новостей из Google News и постов из
Google BlogSearch. Очевидно, что количество выведенных таким образом сайтов
определяется исходя из важности события в мировых масштабах - для top-тем
поисковая выдача. Как только тема перестает быть “горячей”, выдача снова меняется и становится
практически стабильной. При этом, чтобы Google выделил событие из общей массы и
изменил вывод результатов поиска по связанным с ним запросами, в информационном
потоке должна быть достигнута некая критическая масса как для новостей, так и в
обсуждениях. Логика Google очевидна - если о событии все пишут, значит оно
вызвало резонанс, и все эти мнения будут интересны людям, которые будут искать
информацию по этой теме в основном поиске.
Понятно, что этот подход сразу же заинтересует оптимизаторов, ведь влиять на
результаты поиска подобным образом вполне можно. Для этого нужно лишь
отслеживать все горячие новости и иметь хорошо оптимизированные и, главное,
авторитетные сайты либо в новостном секторе, либо в "блоговом".
Возвращаясь к истокам, можно сказать, что Google решил одну из самых важных
проблем, с которыми столкнулись поисковые машины еще в начале 90-х - он научился
предоставлять информацию по запросам, связанным с только что произошедшими
событиями, причем прямо в основной поисковой выдаче.
Самое поразительное, что такая выдача находится в постоянном развитии (как и
новости, которые непрерывно поступают по важнейшим событиям), поэтому по одному
и тому же запросу уже спустя несколько часов можно получить совершенно другие
результаты.
Очевидно, что Google хочет показывать своим пользователям не только
официальную позицию, которую заняли новостные издания, но и мнение обычных
людей, комментирующих происходящее иногда даже раньше и достовернее прессы. К
тому же, очень часто мнение СМИ может не совпадать с мнением блоггеров, поэтому
Google выступает здесь в роли арбитра, который и выражает третье, “Особое
мнение” - кого ставить в результаты поиска и как.
Звучит немного фантастично, однако приведу несколько примеров, которые
довольно быстро смогут убедить вас в том, что новый алгоритм Google построен на
социальной почве, как и утверждал инженер Google Мэтт Каттс.
Как показывает Google News, сегодня наиболее обсуждаемое событие - это смерть
в Лондоне бывшего российского шпиона Александа Литвиненко. Следует отметить, что
событие произошло совсем недавно, поэтому типичный рабочий индекс не должен
показывать какие-либо релевантные результаты.
Итак, вот что знает об этом Google - запрос “litvinenko
killed“:
Очевидно, что первые две позиции занимают блоги, причем посты очень свежие.
Тот же запрос
в поиске по блогам дает следующую картинку:
Совершенно
очевидно, что из документов в первой тройке основной выдачи два первых
(pajamasmedia.com/2006/11/litvinenko_killed_by_plutonium.php и
polizeros.com/2006/11/24/litvinenko-killed-by-high-dose-of-radiation/) совпадают
с результатами Google Blogsearch и выведены в основном поиске наложением из
поиска по блогам. Самое интересное, что пока я подбирал запросы, выдача
поменялась прямо на глазах - перед этим там был только один (первый) пост из
блога.
Идем дальше. Позиции начиная с 3-й занимают новости. Поиск
по новостям дает следующий расклад:
Итак, Google собрал кластер из 3,254 новостей по этому событию, из которых по
какому-то принципу, возможно, по авторитетности изданий, вывел несколько в
основной выдаче. И точно, сразу бросается в глаза статья из mirror.co.uk (EX-SPY
LITVINENKO KILLED BY RADIACTIVE POISON Mirror.co.uk), которая есть в top Google
News и поэтому попала в основную выдачу:
Очевидно, что остальные ссылки в основном индексе тоже выведены из Google
News и входят в собранный кластер, который показан в Google News.
Есть еще ряд примеров применения гуглом нового алгоритма, однако этот
показался мне наиболее ярким. К тому же, поразила быстрота, с которой поисковик
отреагировал на новое событие, сориентировался и вывел релевантные документы по
связанному запросу. Я не исключаю, что по прочтении вами этой статьи уже через
несколько часов после публикации выдача может снова измениться до
неузнаваемости.
P.S. При перепечатке этой статьи ссылка на Google Chance обязательна.
|